Все ли мы знаем об истории западной моды?
Мода всегда была отражением коллективного сознательного и бессознательного нашего общества. В политически консервативные времена мода обычно отражает не только стабильность большинства, но и бунтарские настроения меньшинства.
Музыка, фильмы и телевидение, а также все имеющие влияние поп-культуры отражают тревоги, надежды и мечты любого общества.
Все вместе они образуют синергетические отношения с модой, каждая информирует, воздействует и опыляет другие в различных направлениях.
Если мы исследуем "ландшафт", в котором существуют поп-культура и мода, мы можем в какой-то степени предсказать элементы, которые способны определить ее направление. Хотя в «постмодернистской Вселенной» 21 века практически невозможно предсказать, что именно они воплотят в себе.
Мода является побочным продуктом досугового общества, которое преодолело многие основные человеческие трудности на нижнем уровне пирамиды потребностей Маслоу.
Большинство людей в процветающих западных странах достаточно успешны, чтобы вести образ жизни, в котором приобретение продуктов питания, жилья и одежды не является проблемой и не требует борьбы, которая поглощает все их существование, как это, к сожалению, происходит во многих африканских странах.
Свободно размышляя о смысле своей жизни и о том, как люди могут выразить свои внутренние мысли и чувства, граждане досугового общества стали использовать моду как способ самовыражения и отражения чувств своего времени.
Модельеры присутствовали еще при королевских дворах, чтобы отметить выбор, сделанный правящими классами, и поделиться этими идеями с портнихами по всей стране, которые, в свою очередь, воплощали это для тех, кто мог себе позволить такие капризы моды.
Французы исторически занимают особое место во «Вселенной моды».
По мере того, как в 1800-1900-е годы западные общества эволюционировали из аграрных в индустриальные с одновременным увеличением доходов от богатства и распоряжения имуществом, внимание к моде росло. С появлением поп-музыки, особенно рок-н-ролла в 1950-х годах, а также телевидения, подростки во всем мире увидели Элвиса Пресли, вызвав этим мировую сенсацию моды.
Юноши стали носить белые футболки и голубые джинсы. Знаменитости музыки, кино, а затем телевидения стали новой королевской властью, новой элитой для западных культур, а модные тенденции, которые они воплощали, вдохновляли миллионы людей в каждом последующем поколении.
«Послания» рок-н-ролла в 1960-х годах были более сложными, даже мощными, бунтарскими, что соответствовало неоднозначному вступлению Соединенных Штатов во Вьетнамскую войну и полному отказу обеих сторон Атлантики от многих традиционных ценностей эпохи холодной войны.
«Beatles» повлияли на новый набор модных тенденций, которые потрясли всех до глубины души. Мужчины и женщины повсюду стали носить красочные, выразительные и даже причудливые одежды, а также длинные волосы.
После многочисленных политических и социокультурных революций 1960-х годов и застоя в экономике Запада 1970-х годов появилась культура, которая была поглощена своеобразным бегством от жизни и культивировала способ просто весело проводить время.
Ситуации и политические протесты уступили место «буги-вечерам» с шампанским.
Цветочно-мощные психоделические модные тенденции конца 1960-х и начала 1970-х годов уступили место стилям ритмичных костюмов, которые были вдохновлены музыкальным трендом диско. Закрепился мировой феномен фильмом "Субботний вечер" с участием Джона Траволты.
Плотно облегающие костюмы, которые носит Траволта, и сексуальные стильные платья женщин в фильме вдохновляли миллионы людей менять свои гардеробы соответствующим образом.
Вскоре наступило короткое, но сильное увлечение ковбойской модой, вдохновленное своеобразной утилитарной одеждой с американского Старого Запада – ковбойские сапоги, прочные синие джинсы, ковбойские шляпы и т.д., вновь впитавшиеся в коллективное сознание мировой моды другим чрезвычайно успешным фильмом – «Городской ковбой» 1982 года.
В то время как модные тенденции, вдохновляемые диско и ковбойской культурой, угасали, сфера политики вновь оказала глубокое влияние на мир моды. Выборы консервативных политических деятелей Маргарет Тэтчер в Англии и Рональда Рейгана в США вызвали сумасшедшую революцию в одежде и музыке. По мере восстановления экономики за счет работающих бедных, культура, провозгласившая: "Богатство – это хорошо!", увлекалась консервативной, но дорогой или даже шокирующей одеждой – например, шкурами. Это отражалось на потребительском настроении.
В то же время те культурные элементы, которым экономический бум не принес пользы, восставали против консервативных тенденций и принимали противоречивые стили, воплощенные популяризованной музыкой Мадонны.
Музыкальное видео, новое изобретение в поп-культуре, стало новой витриной для возмутительных модных заявок в 1980-х и в последующие годы.
По мере того как технологии и цивилизация продолжают экспоненциальную эволюцию потребления, подлинно оригинальные идеи становится все труднее генерировать, заставляя модельеров заимствовать их из прошлых идей, комбинировать до сих пор не скомбинированные элементы. Ни об этом ли свидетельствует печально известная фраза: "Новое – это хорошо забытое старое"?