Возраст матери увеличился при рождении первенца
Возраст матери при рождении первенца на территории постсоветского пространства увеличился. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики, проанализировав данные национальной статистики за 2004 — 2006 и 2014 — 2016 годы, а также результаты опросов населения в рамках мониторинга ЮНИСЕФ в ряде стран Средней Азии.
Исследователи описали, как менялся вклад разных возрастных групп женщин — от 15 — 19 лет до 45 — 55 — в страновой коэффициент суммарной рождаемости (среднее число рождений на одну женщину фертильного возраста). Возрастание возраста матери при рождении первенца в разных странах шло с разной скоростью. Быстрее всего — в Армении, Грузии, России и Украине, где весомый вклад в рождаемость внесли 30-34-летние женщины.
В Азербайджане, Казахстане и Киргизии — иная картина: там женщины старшего возраста рожали намного меньше, чем в странах первой группы, либо рост рождаемости у них вовсе не наблюдался. В России рождаемости либо намного меньше, чем в странах первой группы (Казахстан), либо его не наблюдается вовсе. По мнению авторов исследования, повышение возраста матери при рождении первенства объясняется модернизацией семьи, которая сейчас происходит во всем мире, за исключением стран, исповедующих ислам, где этот процесс идет значительно медленнее.
Что касается России, то демографическая ситуация здесь в целом остается стабильной. Эксперты РАНХиГС отмечают, что основной демографический прирост в последние годы был осуществлен за счет жителей присоединенного Крыма — они составили 2,3 млн человек из 3,4 млн прироста. При этом рост числа уезжающих из страны опережает по темпам рост числа приезжающих. Вследствие экономического кризиса и девальвации рубля сократился миграционный приток: из Таджикистана — на 47,8 процента, из Киргизии — на 41.
Беспокойство исследователей вызывает и уровень смертности. Он снизился не на треть, как планировалось, а на 12 процентов. В связи с этим рекомендуется развивать медикаментозное обеспечение и медпомощь при самых многочисленных и социально значимых видах заболеваний — туберкулезе, сердечно-сосудистых и онкологических.
Эксперты призывают правительство определиться с моделью финансирования здравоохранения. «Как возврат к бюджетной модели, так и введение страхового принципа принудит гражданское общество очертить контуры социальной политики в здравоохранении. Невозможно удовлетворить всевозможные запросы потребителей… и перечень услуг, не входящих в обязательное страхование, будет расширяться и уточняться», — говорится в аналитической записке.
Источник: