«В дьявола верят уже 70%». Почему вернулась мода на экзорцизм
Католическая церковь не без удивления отмечает возрастающий с каждым годом спрос на обряды экзорцизма — изгнания из человека бесов. Такая потребность современного общества, на первый взгляд, кажется нелогичной.
Но, похоже, циничность бытия подталкивает людей к духовным поискам, которые проводят их через круговорот мистических практик к порогу церкви. Другие же отправляются к экзорцистам прямиком от психологов и психиатров, потеряв веру в современную науку.
«Накрывает что-то темное»
В марте 2016 года Луиза Масковиц пришла на очередную психологическую консультацию в Такоме, штат Вашингтон. В свои 33 года она пыталась справиться с последствиями злоупотребления алкоголем и оправиться после недавнего развода с мужем. Консультант попросил Луизу рассказать о семейной жизни, та отвечала, что не готова обсуждать эту тему. Разговор становился напряженным, Луиза начала часто и глубоко дышать – первый признак подступающей панической атаки.
Консультант побежал за помощью к психотерапевту Луизы Эми Харп, и они вместе стали пытаться ее успокоить. Но она была сама не своя. Обычно дружелюбная и приветливая, сейчас Луиза истошно кричала и пыталась рвать на себе волосы, ее голова моталась из стороны в сторону в резких неестественных движениях. Она что-то бормотала о добре и зле, боге и дьяволе, а потом заявила: «Никто не сможет спасти Луизу».
По словам Харп, в ее пациентке в тот момент как будто боролись два разных «я». Она то истерично хохотала, то умоляла о помощи. Хоть такого раньше никогда не происходило во время консультаций, психотерапевт знала, что Луиза иногда переживает странные состояния, как будто ее «накрывает что-то темное».
По совету психиатра Луиза попробовала читать Библию во время таких приступов. Луиза начала читать Писание со своего смартфона и с каждой минутой ей легчало. Она потихоньку успокаивалась и становилась прежней собой. А вот Харп, напротив, все больше и больше недоумевала, осмысливая то, с чем только что столкнулась.
На Луизу произошедшее произвело сильнейший эффект, который заставил ее в поисках ответов на вопросы отвернуться от современной традиционной медицины в сторону более древних практик и ритуалов.
Популярность демонов
Убеждение, что демоны существуют и всячески вредят человеку, восходит ко временам зарождения первых религий. Еще в древней Месопотамии жрецы проводили ритуалы изгнания злых потусторонних сил, кидая восковые фигурки в огонь. В индийских Ведах упоминаются аскуры, которые противостоят богам и строят козни людям. В греческой мифологии демонические существа жили на краю мира.
Многие века спустя человечество так и не смогло оставить эти верования в прошлом. Опросы, проводившиеся в последние десятилетия службами Gallup и YouGov, показывают, что примерно половина американцев считают возможной одержимость дьяволом.
Процент тех, кто верит в существование сатаны, еще выше, и с годами только растет: если в 1990 году таких было 55%, то к 2017 году этот показатель вырос до 70%.
С этими убеждениями растет спрос и на проведение ритуалов экзорцизма – изгнания из человека бесов. Хотя католическая церковь не ведет такой статистики, отдельные священники признают, что с каждым годом к ним обращается все больше людей, убежденных, что они или их близкие одержимы нечистой силой.
Отец Винсент Ламперт из епархии Индианаполиса рассказал, что в течение 2018 года он получил около 1,7 тыс. звонков и имейлов с просьбой провести обряд экзорцизма – это заметно больше чем в среднем в предыдущие годы. Отец Гари Томас, чей опыт лег в основу книги «Обряд» и одноименного фильма с Энтони Хопкинсом, говорит, что получает больше десятка запросов еженедельно. Многие другие священники также сетуют, что ритуалы изгнания дьявола грозят вытеснить из их расписания другие таинства.
Церковь готовит новых экзорцистов в Чикаго, Риме и Маниле. По словам отца Томаса, в 2011 году в США было около 15 священнослужителей, освоивших этот курс. Сегодня их уже насчитывается более 100. Другие священники дают оценку в 70-100 человек. Официальных цифр церковь не называет, а большинство епархий стараются скрывать личность своего экзорциста, чтобы избежать нежелательного внимания.
В октябре прошлого года на конференции католических епископов в США была представлена книга «Экзорцизм и связанные с ними молитвы», которая впервые вышла на английском языке, что можно считать свидетельством большой востребованности темы. Сам обряд был стандартизирован еще в 1614 году и с тех пор претерпевает регулярные обновления, одно из последних – в начале 2000-х.
Возникает неизбежный вопрос: почему сейчас, в XXI веке, приобрел новую популярность давно подзабытый в самой церкви ритуал изгнания враждебных бесплотных существ из человеческого тела? Какие демоны мучают современное общество?
Американский национальный характер
В 1921 году немецкий психолог Траугот Остеррайх собрал свидетельства очевидцев в своей книге «Одержимость: демоническая и не только». В ней часто упоминается девушка из крестьянской семьи по имени Магдалена. В 1831 году у нее начались странные видения, вскоре после этого она стала слышать голоса, ей казалось, что на нее кто-то пытается напасть, и виделись вспышки пламени.
Магдалена рассказывала, что однажды злой дух взлетел над ней, повалил на землю и попытался задушить. Иногда, занимаясь обычной работой, она вдруг видела его в обличии мужчины в сюртуке, чье лицо невозможно разглядеть. Он всегда подходил с левой стороны, обдавая холодом, клал руку на нижнюю часть шеи и проникал внутрь девушки. Один из свидетелей рассказывал, что Магдалена буквально превращалась в другого человека.
«Девушка теряет сознание, ее «я» исчезает или, скорее, уходит, чтобы освободить место для нового. Теперь этим телом управляет другой разум: контролирует мышцы, нервы, мозг, говорит новым голосом. Это воздействие настолько сильно, что организм кажется наполовину парализованным», — рассказывал очевидец.
Собранные Остеррайхом наблюдения вдохновили Уильяма Питера Блэтти на написание романа «Экзорцист» (или «Изгоняющий дьявола»), который вышел в 1971 году. Через несколько лет по нему был снят одноименный фильм, который получил 10 номинаций на «Оскар» и до сих пор считается одним из самых пугающих фильмов ужасов.
Другим источником вдохновения для Блэтти послужила история подростка, известного под псевдонимом Рональд Доу, произошедшая в 1949 году. Он был сильно привязан к своей тетушке-медиуму, которая научила мальчика пользоваться доской для спиритических сеансов.
После смерти женщины родители Рональда начали замечать, что в их доме происходит что-то странное – мебель двигалась сама по себе, предметы левитировали, а из матраса сына доносились странные звуки. Все это происходило только в присутствии мальчика. Первому ритуалу экзорцизма Рональд подвергся в больнице Джорджтауна, однако тогда он, как утверждают, умудрился вырвать пружину из матраса и искромсать руку священника, прервав действо.
После этого случая семья переехала в Сент Луис. Там в течение месяца над мальчиком провели 20 обрядов экзорцизма. Наблюдавшие их свидетельствовали, что Рональд говорил как будто не своим голосом, произносил фразы на латыни, которых раньше не знал. Во время ритуалов его так сильно тошнило, что священникам приходилось надевать дождевики, а сопротивлялся мальчик настолько яростно, что его держали сразу 10 человек. По словам одного из представителей церкви, он видел во время обряда проступившее на теле Рональда слово «ад».
После серии ритуалов мальчик объявил священникам, что «оно ушло», и он вновь превратился в обычного подростка.
Врачи, конечно, сильно сомневались, что это «оно» вообще приходило, но священнослужителей и верующих такие аргументы не впечатлили.
По мнению католического священника-экзорциста, который попросил не называть его имени, огромная популярность книги Блэтти и фильма раскрывает потаенные аспекты американского национального характера.
«Есть что-то такое в глубине массового сознания. Что-то инстинктивное, иррациональное, вне науки, медицины и психологии – это огромный страх, что все это правда», — говорит он.
Дверь для беса
Проблемы Луизы начались задолго до той сессии в психологической консультации. В 2009 году, когда ей было 26 лет, с ней произошел странный и пугающий случай. Тогда она жила в Орландо с мужем Стивеном и недавно родила первого ребенка. Луиза проснулась среди ночи в полной темноте и поняла, что не может пошевелиться, дыхание перехватило, она испугалась, что умирает.
Однако родные и друзья, которым Луиза рассказала о произошедшем, попытались ее успокоить. Они предположили, что это может быть побочным эффектом после кесарева сечения, и молодая мать, доверившись их мнению, успокоилась.
После этого Луизу долго не беспокоили никакие странные явления. Новый повод волноваться возник в 2011 году. Тогда она получила степень бакалавра в Университете штата Вашингтон и отправилась на стажировку в Катманду для работы в организации, помогающей обездоленным женщинам и детям.
В Непале она подхватила серьезную кишечную инфекцию, и первую же ночь, проведенную в номере после выписки из больницы, она пережила пугающий опыт.
Луиза проснулась, слыша и чувствуя над собой чье-то горячее дыхание. Она была уверена, что надежно закрыла окна и дверь, и в комнату не мог бесшумно проникнуть никто посторонний. В голове пронеслась мысль о нечистой силе.
Она вспомнила рассказы своей бабушки – американской индианки и правоверной католички. Та говорила Луизе, что если ее начнут беспокоить злые духи, надо стараться их игнорировать, потому что они питаются вниманием людей. Девушка старалась следовать этому совету, но по-прежнему слыша тяжелое дыхание, вдруг почувствовала прикосновение к ключице.
Она тут же вскочила с кровати и ринулась включать свет. Как только щелкнул выключатель, стая бродячих собак на улице залилась страшным лаем. В комнате никого не было.
Новый случай произошел с Луизой в 2013 году после рождения второго ребенка. Он был похож на первый: она проснулась ночью и поняла, что ее тело сковал паралич. К этому добавились галлюцинации в виде гигантского черного паука, ползающего по спальне. Луиза настолько перепугалась, что не могла нормально спать несколько ночей подряд.
Она решила пойти к психиатру, которому рассказала обо всех трех переживаниях, но быстрого и внятного ответа на вопрос, что с ней происходит, не получила. Тогда Луиза обратилась к интернету.
Самым вероятным объяснением казался сонный паралич. Он происходит, когда сознание человека слишком быстро выходит из фазы глубокого сна, а тело за ним не поспевает. В результате человек на короткое время чувствует себя парализованным. Все это может сопровождаться довольно сильными галлюцинациями.
Однако сюда плохо вписывалась прикосновение, которое Луиза отчетливо почувствовала тогда в Катманду. Это заставило ее еще сильнее погрузиться в пучины интернета. Она наткнулась на множество рассказов разных людей, которые утверждали, что демоны или какие-то другие потусторонние существа пытались затащить их в ад. Луиза начала разглядывать картинки, на которых жаркое пламя пожирало тела корчащихся в муках грешников.
«Я стала просто одержима этой темой», — призналась она.
Охваченная новыми страхами, Луиза отправилась на воскресную мессу в собор Святого Джеймса в Ораландо, и по ее окончании решила все рассказать священнику. Тот сразу же спросил, не увлекается ли она оккультизмом. Луиза призналась, что после смерти дедушки несколько лет назад как-то воспользовалась его доской для спиритических сеансов.
Служитель церкви посоветовал избавиться от нее и ото всех других предметов, которые можно отнести к оккультным, – карт таро, волшебных кристаллов, амулетов, оберегов и языческих символов. Любая из этих вещей, сказал он, может служить дверью для беса.
Процедура изгнания
То как современная церковь представляет сатану и его армию демонов, может удивить не только атеистов, но и многих католиков. Для большинства сейчас это скорее метафорические понятие, но папа римский Франциск настаивает, что речь идет вовсе не об аллегориях.
«Нельзя думать о дьяволе, как о мифе, образе, фигуре речи или символе … это существо, которое нас одолевает», — говорил папа в одном из обращений к верующим.
Сам принцип экзорцизма, хоть и существует в некоторых других христианских конфессиях, в католичестве имеет самую устоявшуюся традицию. В наши дни для проведения обряда священник должен в первую очередь убедиться в истинности случая. Для этого страждущий обязан пройти психологическую оценку.
Зачастую на этом этапе все и заканчивается: выясняется, что одержимые на самом деле страдают от психических расстройств, таких как шизофрения, или принимают серьезные психотропные препараты.
Если в ходе оценки психического здоровья и физического осмотра не находится стандартных объяснений, священник начинает более основательно подходить к делу.
Он приступает к поискам того, что церковь считает классическими признаками одержимости дьяволом: человек говорит на языке, который никогда не изучал; получает чрезмерную для своего телосложения физическую силу или доступ к тайным знаниям; яростно отвергает Бога и испытывает отвращение к священным предметам, например, распятию и святой воде.
Лишь небольшое число запросов на проведение обряда экзорцизма доходят до этого этапа. Большинство священников-экзорцистов говорят, что за десятилетия своего служения сталкивались лишь с единичными случаями, когда одержимость можно было назвать истинной.
Отец Ламперт поясняет, что сама церковь склонна к септическому подходу в данном вопросе.
Ритуал экзорцизма можно, по его словам, сравнить с ядерным оружием: хорошо, если оно есть в арсенале, но его использование считается самой крайней мерой, когда невозможно найти никаких других выходов и объяснений.
В проведении обряда священнику, как правило, помогают несколько человек. Начинается он с окропления одержимого святой водой, затем экзорцист осеняет всех крестом, преклоняет колени и начинает читать молитву Литания всем святым, затем переходит к Писанию.
После этого он обращается к бесам, объясняя правила: они должны показаться, когда их зовут; назвать свои имена, если их просят; уйти, когда потребуют. Поскольку экзорцист действует с благословения Господа нашего Иисуса Христа, у демонов, согласно католической доктрине, не будет другого выбора, кроме как повиноваться.
В кульминационный момент обряда, который зачастую длится более часа, экзорцист призывает дьявола:
«Я изгоняю тебя, нечистый дух, вместе со всей вражеской сатанинской силой, каждую адскую тень, всех твоих приспешников».
Заканчивается все чтением молитвы.
Для тех немногих, кого церковь признает одержимыми нечистой силой, может быть проведено до десятка ритуалов, прежде чем священник придет к заключению, что дьявол изгнан.
Изнасилование и оккультизм
Согласно католической доктрине, чтобы завладеть человеком бесы используют несколько путей – об одном из них говорил священник из Орландо, предупреждая Луизу. Также нечистая сила может использовать человеческие грехи и семейные проклятья.
Большинство современных священников-экзорцистов считают, что одержимости наиболее подвержены те, кто пережил сексуальное насилие. По словам отца Томаса, такой опыт был примерно у 80% обращавшихся к нему за проведением обряда.
По мнению служителей церкви, сексуальное насилие настолько травматично, что оставляет глубокую рану в душе, которая делает человека более уязвимым перед дьяволом.
Справедливости ради стоит оговориться, что экзорцисты не склонны полагать, что насилие сексуального характера заставляет людей верить в собственную одержимость дьяволом. Согласно их концепции, такой опыт создает более благоприятные условия для демонов. Но если посмотреть со светской точки зрения, становится понятнее, почему некоторые люди убеждают себя, что им грозит нечто зловещее.
Такая корреляция выглядит жутко, особенно если вспомнить многочисленные скандалы, связанные с сексуальными домогательствами и насилием в католической церкви. Однако это не дает ответа на вопрос, почему новый расцвет экзорцизма происходит в последние годы. Нет никаких данных о том, что число преступлений на сексуальной почве растет драматическими темпами.
Многие священники связывают рост числа тех, кто склонен к одержимости, с увеличением интереса к магии, гаданию, колдовству и подобным оккультным практикам.
Согласно учению церкви, оккультизм приоткрывает дверь в те части духовного мира, где живут нечистые силы. То есть такие люди фактически сами приглашают дьявола зайти.
Действительно, статистика последних лет отражает возросший интерес к магии, астрологии и колдовству, особенно среди представителей поколения миллениалов. Один из священников-экзорцистов, указывает на книги о Гарри Поттере, которые «разубедили американцев в том, что любая магия – это порождение тьмы».
Тут возникает вопрос: могут ли две тенденции — вера в оккультизм и растущий спрос на католические обряды экзорцизма — иметь одну и ту же причину. В современном мире полно социальных проблем, которые заставляют нас чувствовать себя неуверенно и подавленно. Возможно, кризисы подталкивают людей к вере в то, что они подвержены действию иных сил – возможно, сверхъестественных.
Историки религии, обсуждая этот вопрос, предлагают разные трактовки и ответы. Некоторые говорят о влиянии пап Франциска и Иоанна Павла II, которые обратили внимание на обряд экзорцизма, обновив его. Другие указывают, что в моменты ослабления традиционных религий люди начинают искать духовное в оккультизме.
«Поскольку число адептов традиционных христианских конфессий снижается, наблюдается всплеск интереса ко всему оккультному и демоническому», — считает историк Йельского университета Карлос Эйр.
С ним согласен эксперт по американской религиозной истории из Обернского университета Адам Джортнер. Когда влияние церковных институтов падает, люди отправляются искать собственные ответы, поясняет он. Также здесь не обходится без влияния кино и телевидения, эксплуатирующих в разных видах понятие паранормального.
Сегодняшняя повышенная готовность поверить в сверхъестественное, похоже, началась как реакция на секуляризацию. Это явление распространилось в культуре и в итоге остановилось у порога церкви в виде запроса на защиту от демонов через самый мистический ритуал католичества.
Реальность дала трещину
Когда Луиза рассказывала свою историю, складывалось впечатление, что ее встреча с «паранормальным» сводилась к трем ночным эпизодам. Однако ее муж Стивен, с которым они с момента происшествия у психотерапевта успели помириться и снова сойтись, сообщил, что странные вещи с ней происходили среди бела дня. И они казались ему еще более пугающими.
Один из таких случаев произошел после Дня благодарения в 2014 году. Луиза, следуя указаниям священника из собора Святого Джеймса, выбросила свою доску для спиритических сеансов и исцеляющие кристаллы.
Они со Стивеном и детьми вернулись в штат Вашингтон, надеясь, что близость к семье и друзьям пойдет на пользу. Началась рутинная семейная жизнь: Стивен работал на ближайшем складе, Луиза присматривала за детьми и на какое-то время почти забыла о кошмарных ночных происшествиях.
Тем ноябрьским вечером Луиза вернулась из гостей и села поговорить со Стивеном. Какое-то время она непринужденно болтала, но вдруг резко замолчала. Когда она заговорила вновь, начало казаться, что это другой человек. Из приветливого и разговорчивого собеседника она превратилась в холодного персонажа, размеренно говорившего тихим голосом.
Стивен видел такое и раньше. Подобные трансформации происходили с женой на его памяти с полдюжины раз, и потом они всегда оказывались стерты из ее памяти. Но в тот день он схватил телефон и начал снимать.
Видео длится 20 минут. Качество звука оставляет желать лучшего, а кадры затемнены, но на них легко узнается Луиза.
«У вас, людей, собственное чувство времени. У меня полно времени, все время в этом мире мое», — говорила она чужим голосом.
Затем Луиза перешла на отрывистый шепот: «Мне нужна твоя жена, не только ее тело, но и ее душа».
Она дергает головой из стороны в сторону, когда говорит, сначала быстро, как марионетка, потом медленно, как раскачивающаяся под звуки дудочки заклинателя кобра. Луиза замолкает, повисает напряженная тишина. Она выгибает спину и на ее лице одна за другой меняются страшные гримасы.
«Бог не может ее спасти, ты это понимаешь? Она моя», — шипит Луиза.
Видео не было похоже на поддельное или постановочное. Казалось, женщина на нем находится в диссоциативном состоянии, и ее сторонняя личность уверена в своей неземной сущности.
Когда Стивен впервые увидел такое, он подумал, что у его жены серьезные психиатрические проблемы. Действительно, в анамнезе у нее было посттравматическое стрессовое расстройство и проблемы с алкоголем.
Однако в этих эпизодах была и другая странность: в моменты затмений рядом с Луизой, по словам ее мужа, переставали работать электронные устройства, внезапно гас или включался свет. После всего этого, реальность Стивена, как он сам признается, дала трещину.
Произошедшее на приеме у психотерапевта в 2016 году вселило в Луизу уверенность в своей одержимости дьяволом, и она принялась искать священника-экзорциста. На одном из интернет-форумов ей посоветовали обратиться к отцу Эду Уайту из церкви Святого Стефана в городе Рентон штата Вашингтон.
Он хоть и не считался официальным экзорцистом, но помогал в избавлении – оказывал помощь людям в преодолении духовных трудностей посредством молитвы.
В первую же встречу в начале 2017 года отец Уайт узнал все о проблемах Луизы. После разговора он вышел и вскоре вернулся с фиолетовой лентой на шее, которую католические священники надевают, когда исповедуют прихожан, а также во время обрядов экзорцизма.
Происходящее становилось все больше похоже на церковный ритуал. Когда священник передал Луизе листок бумаги со специальной молитвой и велел читать, она как будто окоченела.
Женщина вспоминает, что в попытке произнести текст лишь что-то простонала и стала испытывать сильные рвотные позывы. Шея Луизы начала неестественно изгибаться, она выглядела так, как будто корчилась в агонии, говорит отец Уайт. Тогда он начал молиться, а его прихожанка вдруг разразилась истерических хохотом.
После этой встречи Уайт всерьез задумался о необходимости проведения обряда экзорцизма. Однако во второй раз все прошло довольно гладко. Они вместе читали молитвы, и у Луизы больше не возникало с этим проблем.
Поскольку прогресс был налицо, необходимость в экзорцисте становилась все более сомнительной. Отец Уайт пришел к выводу, что Луизу лишь угнетали демоны, и у нее не было настоящей одержимости.
«Недоизученные аспекты психиатрии»
Казалось, Луизе полегчало. Но ей и раньше было не привыкать к бедам и страданиям. Ее родители разошлись, когда ей было три года, мать снова вышла замуж, и они переехали в небольшой городок в пригороде Такомы.
Все детство она страдала от плохого обращения, а в раннем возрасте стала жертвой насилия со стороны одного из членов семьи, и это вызвало сильнейший посттравматический стресс. Луизе до сих пор снятся кошмары о произошедшем.
«Как будто я снова там. Тридцать лет спустя я переживаю этот кошмар снова и снова. Я просыпаюсь с облегчением, понимая, что это все не по-настоящему», — рассказывает она.
Ее сны наполнены чувством ужасной беспомощности, которую она испытывала все детство. Пережитое Луиза сравнивает с адом. До сих пор некоторые случайно услышанные мелодии или запахи тянут ее, словно поймав на крючок, назад в далекое прошлое, поднимая волну ненависти и негодования.
Луиза и сейчас не переносит полуфабрикаты Hamburger Helper, которые, как отпечаталось в ее памяти, ел тот, кто над ней издевался, то ли до, то ли после домогательств. А песни Beach Boys из раза в раз заставляют ее вздрагивать.
Некоторые подвергшиеся насилию дети испытывают такие мучительные переживания, что их психика создает механизм, позволяющий воспринимать случившееся, как некий опыт вне тела. По мере взросления эта защитная психологическая мера может перерасти в расстройство, проявляющееся самыми неожиданными образами.
«Среди тех, кто в детстве подвергался тем или иным видам насилия, в большей степени распространены диссоциативные расстройства», — говорит профессор психиатрии Колумбийского университета Роберто Льюис-Фернандес.
Многие психиатры, ознакомившиеся со случаем Луизы, предположили, что какой-то из типов диссоциативного расстройства личности, связанный с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), может оказаться правдоподобным клиническим объяснением происходящего с ней.
Однако бывший психотерапевт Луизы Эми Харп высказалась более уклончиво. Она признала, что у ее пациентки множество психологических травм, которые проявлялись по разному.
«Возможно, виной травмирующий опыт, а может быть, что-то другое», — неоднозначно заключила она.
Если провести опрос людей, готовых обратиться к экзорцистам, окажется, что большинство из них страдают от душевных недугов, а диссоативное расстройство личности будет вверху этого списка, уверен глава психиатрического департамента округа Колумбия Джеффри Либерман.
В то же время, он не готов отрицать на 100% духовную составляющую, признаваясь, что за свою карьеру наблюдал несколько случаев, которые нельзя было объяснить с точки зрения традиционной физиологии или законов природы.
В последнем издании американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам отмечено, что на сегодняшний день в психопатологиях по-прежнему присутствуют недоизученные и озадачивающие аспекты.
Указывается, что проявление некоторых подтипов диссоциативного расстройства личности считается в части культур нормальной составляющей спиритуалистических практик — например, вхождение в состояние транса во время шаманских ритуалов.
В руководстве подчеркивается, что подобное нельзя относить к научно доказанным феноменам, однако множество людей по всему миру воспринимают свой отклоняющийся от нормы психологический опыт через призму духовных практик.
Льюис-Фернандес справедливо указывает на то, что западная психиатрия долгое время игнорировала многие существующие традиции отправления всевозможных культов. По его словам, до сих пор существуют общества, в которых то, что мы относим к паранормальному, таковым не считается. А четкая граница между духовным и материальным миром была прочерчена только в современном западном обществе.
Между религией и наукой
После последнего визита к отцу Уайту Луиза говорила, что надеется продолжить их встречи. Но также она подумывала снова обратиться к своему психотерапевту Эми Харп. Хоть к тому времени они не виделись уже год, у них успели сложиться близкие доверительные и отношения.
Через месяц у Луизы случился новый приступ, спустя несколько лет после последнего подобного инцидента. Стивен не на шутку перепугался. Второе «я» его жены вновь говорило о ней в третьем лице и угрожало ее жизни. Это продолжалось всего несколько минут, но шокированному Стивену показалось, что это длилось целую вечность.
Луиза как будто стояла на распутье, выбирая между религией и психологией, не зная, по какой из дорог ей пойти. К сожалению для нее, эти пути не пересекались.
На следующее утро после приступа Луиза назначила новую встречу с отцом Уайтом.
Текст: MIKE MARIANI / Юлия Царенко (перевод)
Источник: