СК завершил расследование дела о пытках в полиции Нижнекамска. После них покончил с собой один из задержанных
Следственный комитет (СК) завершил расследование дела о пытках в полиции Нижнекамска. Его возбудили после того, как покончил с собой один из задержанных — 22-летний Ильназ Пиркин.
В деле фигурируют шесть полицейских. Их обвиняют в пытках Пиркина и еще трех человек. Кроме того, следователи проверяют причастность полицейских к другим 14 эпизодам пыток. Ни один из обвиняемых своей вины не признает.
Пиркин покончил с собой в октябре 2017 года. Перед самоубийством он записал видео, в котором рассказал, что из-за подозрения в краже магнитолы его избивали, вывозили в лес, надевали на голову противогаз и перекрывали доступ воздуха.
Молодой человек не назвал имен, однако сообщил, что это были молодые оперативники из тех, которые «работают по машинам». Родственники нашли тело Пиркина в морге. На нем не было никакой одежды, пропали также браслет и кулон.
СК возбудил дело о превышении должностных полномочий с применением насилия. По нему арестовали лейтенантов МВД Гаделя Рахимова, Наиля Миндубаева и Игоря Филинова. Затем арестовали оперативника Михаила Логачева и начальника отделения по борьбе с групповой преступностью Рината Ахметшина.
По версии следствия, они попытались переложить ответственность за смерть Пиркина на жителя Нижнекамска Николая Удирякова и на его друга Владимира Тимофеева, по заявлению которых и задержали молодого человека, и избили последних, угрожая им судьбой покончившего с собой.
Сотрудники центрального аппарата прокуратуры Татарстана провели проверку Нижнекамского УВД. Они потребовали возбудить три уголовных дела — два о пытках и одно о сокрытии преступления.
Позже в деле появился новый потерпевший. Ильназ Юнусов, задержанный по подозрению в краже, заявил, что оперативники сковали ему руки наручниками, засовывали в рот тряпку, затем заклеили рот скотчем и натянули на голову противогаз с перекрытым клапаном. Он опознал лейтенанта Рахимова. Однако в итоге дело прекратили, так как в нем были только показания Юнусова. Дело о сокрытии преступления вскоре также было прекращено.
Затем внимание СК привлек еще один старый эпизод. В 2016 году житель Нижнекамска Ильдар Камалеев рассказывал следователям, что его задержали из-за драки в подъезде и пытали — затыкали рот половой тряпкой, надевали на голову полиэтиленовый пакет и били. Он опознал Логачева и Ахметшина.
После ареста полицейских уволили со службы вместе с начальником отдела по Нижнекамску, а еще нескольких сотрудников понизили в должности и привлекли к дисциплинарной ответственности. Однако обвиняемых уволили не за пытки, а за грубое нарушение служебной дисциплины — задержание без документального оформления.
В сентябре 2018 года СК направил новому начальнику управления МВД по Нижнекамскому району Владимиру Ветлугину представление, в котором было сказано, что обвиняемые руководствовались ложно понятыми интересами службы и желали незаконным путем повысить статистические показатели работы УМВД. Следователи также выяснили, что Ахметшин и его подчиненные не только пытали людей, но и брали или вымогали взятки. Всего выявлено 14 эпизодов по статьям о превышении полномочий и о вымогательстве и получении взятки.
Сейчас обвиняемые знакомятся с материалами дела, судебный процесс должен стартовать в начале 2019 года.
- В декабре 2018 года при Совете при президенте РФ по правам человека появилась постоянная комиссия по контролю за правоохранительными органами. Она будет помогать пострадавшим от пыток со стороны силовиков ФСБ, МВД и ФСИН.Комиссия была создана по инициативе члена СПЧ, руководителя международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова. Ее председателем стал Игорь Каляпин — глава правозащитной организации Комитет против пыток.Комиссию было решено создать после многочисленных эпизодов пыток задержанных и заключенных. Самым резонансным стало дело заключенных колонии №1 в Ярославской области. Инцидент предали огласке журналисты «Новой газеты». По факту пыток было возбуждено уголовное дело, 12 человек арестованы.
Источник: