Россияне стали больше верить интернету и неформальным медиа
Главным источником информации для россиян по-прежнему остается телевидение. На втором месте оказался интернет, обогнавший по популярности радио и печатные издания.
Это следует из Индекса развития медиасферы, подготовленного по итогам 2018 года фондом «Медиастандарт» и исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке Комитета гражданских инициатив.
В 2015-2018 годах эксперты «Медиастандарта» зафиксировали ряд существенных изменений в медиасфере:
- стагнацию телевидения,рост аудитории интернета с акцентом на потребление новых медиа,снижение потребления газет и журналов (как в бумажной, так и электронной форме),падение интереса к прослушиванию радио вне дома,рост доверия к неформальным медиа (12% доверяют YouTube, 4% — Telegram-каналам, среди молодежи эти показатели втрое выше).
Три четверти (76%) респондентов смотрят телепередачи и получают информацию оттуда. Никогда не смотрят телевизор лишь 3% опрошенных.
Из интернета информацию черпают 48% участников исследования, из прессы — 19%. Свыше половины (62%) респондентов утверждают, что собирают данные из разных источников, чтобы составить более полное представление об интересующем их вопросе.
42% опрошенных уверены в своей способности отличить информацию от сообщений другого рода (мнений, суждений, критики). О таком явлении, как fake news, слышали и знают при этом лишь 38% участников опроса. Независимость СМИ от власти или бизнеса волнует только 17% опрошенных.
Новости совершенно не интересуют 12,5% респондентов, причем среди молодых людей (в возрасте от 18 до 24 лет) таких насчитывается почти четверть.
В мае 2018 года Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) фиксировал в России снижение уровня доверия к телевидению.
В апреле 2018 года 43% респондентов заявили, что доверяют телевидению больше, чем остальным источникам информации. В июне 2017 года таких насчитывалось 47%, в феврале и мае 2017 года — 50%, в январе 2016 года — 58%, а весной 2015 года — 63% респондентов.
Однако результаты опроса «Левада-центра», проведенного в апреле 2018 года, свидетельствовали о том, что ТВ остается главным источником информации в России — новости при помощи телевидения узнавали 85% респондентов. При этом заслуживающим доверие источником информации телевидение назвали 51% опрошенных.
Источник: