Россиянам обещают доход до 60 тысяч рублей за продажу данных о себе
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил внести в закон «Об информации» поправки, разрешающие свободный оборот «деперсонализированных» пользовательских данных на рынке. Это якобы позволит россиянам продавать информацию о себе с определенной целью на конкретный срок, зарабатывая на этом от 15 до 60 тысяч рублей в год.
В действующем законодательстве, как отметили эксперты ФРИИ, нет однозначного ответа на вопрос о том, кому принадлежат персональные данные. Поэтому некоторые операторы, имеющие к ним доступ, распространяют их на коммерческой основе без согласия самих граждан.
Авторы инициативы считают, что рыночный оборот «деперсонализированных» данных даст россиянам «мощную мотивацию» для регистрации в качестве самозанятых и «позволит принести в казну несколько миллиардов рублей» от физических лиц, а также налоги от юрлиц, участвующих в обороте этих данных.
Пока законопроект не доработан до заключительного варианта, и перед внесением на рассмотрение в Государственную думу его еще будут обсуждать, сообщила директор ФРИИ по правовым инициативам Александра Орехович.
Между тем эксперты из других организаций отнеслись к этой инициативе скептически и даже с опаской.
«Концепция, что человек может полноценно распоряжаться своими данными, красива, но требует законопослушности всех участников интернета», — цитирует «Коммерсантъ» главу департамента по развитию фонда «Сколково» Сергея Израйлита.
Предложенную ФРИИ оценку возможного дохода граждан от торговли своими данными (15-60 тысяч рублей в год) он считает завышенной: по его мнению, максимум удастся заработать несколько тысяч рублей — а такие суммы вряд ли побудят россиян регистрироваться в качестве самозанятых.
Действительно, доход в 15-60 тысяч рублей на человека в год означает, что в масштабах страны на покупку пользовательских данных уйдут триллионы рублей — тогда как объем всего российского рекламного рынка оценивается в 450 млрд рублей, отметил технический директор DeviceLock Ашот Оганесян.
В конце 2018 года автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика» выступила с предложением — снять ограничения на сбор открытых данных пользователей соцсетей. Эта инициатива была раскритикована социальными сетями «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Летом 2018 года представители бизнеса предложили разрешить компаниям, получившим персональные данные клиента с его согласия, передавать их другим организациям без предварительного уведомления гражданина. Предприниматели подготовили соответствующие поправки в закон «О персональных данных».
Персональные данные россиян
Российские операторы связи с 1 октября 2018 года обязаны в течение полугода хранить трафик россиян, в том числе аудиозаписи, видеозаписи и фотографии. Информация должна храниться на территории РФ.
В связи с дополнительными затратами на хранение (всего около 5 млрд рублей) крупнейшие операторы сотовой связи объявили о повышении цен на услуги с января 2019 года.
Telegram и Объединение альтернативных операторов связи пожаловались в Комитет министров Совета Европы с жалобой на ограничение частной жизни и тайны переписки в России.
29 декабря 2018 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев разрешил оператору единой информационной системы персональных данных россиян (включая фото и видеозаписи) передавать их сотрудникам МВД и ФСБ — но только по официальному запросу.
Источник: