Под «Колхозницами» Петрова-Водкина найден портрет Пушкина
Под картиной Кузьмы Петрова-Водкина «Колхозницы» обнаружен утраченный портрет Александра Пушкина работы того же художника. Его с помощью инфракрасного излучения обнаружили специалисты Русского музея, в фондах которого находится полотно.
«Нас привлекло то, что по ней сразу же видно, что она написана поверх какого-то изображения. Дальше с помощью аппаратуры были проведены исследования, которые позволяют заглянуть под верхний слой с помощью инфракрасного излучения. Выяснилось, что это портрет Пушкина», — пояснил глава отдела технологических исследований Русского музея Сергей Сирро.
Исследователи утверждают, что Петров-Водкин собирался написать картину к столетию со дня смерти Пушкина — в 1937 году — но результат его не удовлетворил, поэтому художник использовал часть холста для другой работы.
«Он решил написать большую серьезную работу — Пушкин в Болдино. Он начал эту работу, очень долго ее выполнял, сделал… И она ему не понравилась! Настолько, что он искромсал картину. К счастью, у него была супруга, которая сохранила кое-какие фрагменты», — пояснил директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.
Еще один фрагмент портрета Пушкина кисти Петрова-Водкина хранится в Царскосельском лицее, но на нем не видны лицо и фигура поэта — только книги возле его дивана.
На картине, которую Петров-Водкин счел неудачной, Пушкин сидит на диване, сложив руки на коленях, а его голова находится ровно посередине между колхозницами, написанными художником поверх этой работы.
По словам историка искусства Сергея Подстаницкого, Петров-Водкин часто использовал холст повторно. «Особенно в 30-е годы ХХ века в преддверии 100-летия со дня рождения поэта. Почему он записал эту работу, сказать трудно, но художник не в первый раз воспользовался холстами с более ранними произведениями для создания поздних работ. Меня это не удивляет. Это приятная находка, но не гиперсенсация», — цитирует коллекционера телеканал «360».
Подстаницкий пояснил, что сейчас существуют методики расслоения изображений и переноса более позднего слоя на новую основу. Таким способом, в частности, около 15-20 лет назад в Третьяковской галерее расслоили картину авангардиста Александра Волкова, написанную поверх другой работы художника.
Источник: