«Ощущение тупика»: зачем Володин предложил изменить Конституцию
Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил пересмотреть Конституцию России и увеличить полномочия парламента. По мнению политика, законодательный орган должен в большей степени следить за тем, как исполняются законы в России. Инфо24 поговорил с политологами и выяснил, что означает эта инициатива.
Как пояснил сам спикер, его предложение позволит устранить недостатки в Конституции, которые связаны с отсутствием баланса в системе сдержек и противовесов. Володин считает, что сейчас большими полномочиями обладает исполнительная ветвь власти.
«Целесообразно расширение полномочий Федерального собрания, в первую очередь в вопросах парламентского контроля правоприменения», — сказал Володин журналистам.
Председатель Госдумы добавил, что именно парламент, как представительный орган власти, призван соблюдать и реализовывать конституционные права граждан.
Политолог Екатерина Шульман в разговоре с корреспондентом Инфо24 отметила, что подобные заявления Володин делает не впервые. Однако, по ее мнению, не совсем понятно, как новая инициатива должна увеличить полномочия законодательного органа.
«Мы знаем о существующем дисбалансе в пользу исполнительной ветви власти, однако ничего не говорится о том, что с этим можно сделать. Неясно, как усиление контроля в правоприменительной практике может увеличить полномочия парламента.
Расширение полномочий парламента – это, прежде всего, увеличение его полномочий по отношению к исполнительной власти.
Например, наделение его возможностью назначать министров, а не только премьера. Но ничего подобного мы пока даже в общих чертах не слышим», — отметила Шульман.
Политолог Аббас Галлямов считает, что такие инициативы пошли бы на пользу власти, поскольку снизили бы уровень напряженности в обществе. Однако эксперт отметил, что многое будет зависеть от коммуникационного сопровождения подобных преобразований.
«Если бы такие подвижки случились, то это было бы хорошо. Во-первых, это означало бы институциональное совершенствование властного дизайна, потому что перекос в сторону исполнительной власти очевиден.
Во-вторых, это позволило бы решить практические задачи для власти. Сейчас растет недовольство в обществе – отсутствует масштабность, растет ощущение бесперспективности. Институциональные решения позволили бы создать впечатление, что власть знает, куда идет и повысило бы доверие к государству. А расширение полномочий парламента способствовало бы увеличению прозрачности», — полагает эксперт.
Галлямов не исключает, что подобные изменения действительно могут произойти. Он отметил, что движение в сторону парламентской республики является гораздо более привлекательной альтернативой, нежели создание госсовета.
«Ощущение тупика зреет не только в обществе, но и во власти. После 2024 года нужно что-то делать, поэтому почему бы не двинуться в сторону парламентской формы правления. Это гораздо лучше, чем маргинальные предложения о создании госсовета», — добавил политолог.
В конце декабря Володин на встрече с Владимиром Путиным предагал проверить, насколько нормы Конституции соответствуют современности.
За два месяца до этого, глава Конституционного суда России Валерий Зорькин заявил, что основной закон России нуждается в «точечных изменениях».
Конституция России
- Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года.Над проектом главного закона страны с 1990 года работала Конституционная комиссия Съезда народных депутатов во главе с Борисом Ельциным. Многочисленные попытки членов комиссии внести изменения в действующую на тот момент Конституцию РСФСР привели к тому, что одни нормы документа противоречили другим. Двоевластие в стране, закрепленное Конституцией РСФСР, вылилось в противоборство президента и парламента, итогом которого стал расстрел Белого дома.Проект нового основного закона стал результатом совместной работы Конституционного совещания, участие в котором приняли более 800 человек.За 25 лет существования Конституции РФ в нее неоднократно вносились поправки, большинство из которых касалось изменений в названиях субъектов Федерации. Первые поправки были внесены 9 января 1996 года указом президента РФ Бориса Ельцин. Тогда Ингушская Республика и Республика Северная Осетия были переименованы в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия — Алания соответственно.В 1996, 2001 и 2003 годах президент еще трижды уточнял названия регионов своими указами. Изменения коснулись Калмыкии, Чувашии и Ханты-Мансийского автономного округа.Поправки, связанные с укрупнением субъектов РФ, вносились пять раз на основании федеральных конституционных законов — один раз в 2005 году и по два раза в 2007 и 2008 годах. Так появились Пермский, Камчатский и Забайкальский края, шесть округов и три области были исключены.В ноябре 2008 года президент России Дмитрий Медведев, выступая с посланием к Федеральному собранию, предложил внести поправки в Конституцию РФ и увеличить срок полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно. Другое предложение Медведева касалось расширения полномочий Госдумы в части контроля над исполнительной властью: предлагалось установить норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Госдуме по итогам деятельности.Предложенные Медведевым поправки были одобрены парламентом и вступили в силу 31 декабря 2008 года. Благодаря им действующий президент России Владимир Путин может находиться у власти до 2024 года.
Текст: Сергей Горькаев
Источник: