Ошибка пилотов – основная версия катастрофы в Шереметьево. Следствие восстановило ход событий
Следствие по делу о крушении самолета Superjet 100 в московском аэропорту Шереметьево считает приоритетной версию об ошибке пилотов во время посадки лайнера. Параллельно проверяются действия сотрудников наземных служб, которые вовремя не среагировали на чрезвычайную ситуацию.
Ранее следствие выделило несколько наиболее вероятных вариантов причины катастрофы: неисправность самолета, недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, ошибки персонала при оценке технического состояния лайнера и неблагоприятные метеоусловия.
Следователи восстановили обстоятельства аварийной посадки лайнера в Шереметьево. Через 14 минут после взлета командир экипажа связался с диспетчером по резервному каналу связи и сообщил, что в самолет попала молния. По словам пилота, электростатический разряд вывел из строя основной канал связи и автоматические системы управления воздушным судном.
Отказ оборудования усложнил посадку — экипаж управлял самолетом в ручном режиме, ориентируясь только на показания приборов и собственный опыт. Автоматический контроль минимально допустимой скорости снижения или углов атаки не работал. Полные топлива баки создали дополнительную массу, что тоже осложнило снижение.
Лайнер садился с превышением и путевой, и вертикальной скорости. Соприкосновение колес с взлетно-посадочной полосой оказалось слишком жестким и самолет совершил несколько отскоков. Стойки шасси пробили топливные баки, горючее выплеснулось на двигатели и хвост машины воспламенился.
Наиболее уязвимыми оказались пассажиры, сидевшие в хвостовой части самолета: еще во время «прыжков» многие из них получили травмы и не могли самостоятельно выбраться, а через несколько секунд загорелся разлившийся керосин.
На видеозаписях хорошо видно, что самолёт лежит на брюхе, не на шасси. Т.е. посадка не была удачной pic.twitter.com/8HUCVMQMNa
— Руслан Левиев (@RuslanLeviev) May 5, 2019
Действия экипажа на всем протяжении полета следователи считают непрофессиональными.
- Направив самолет через грозовой фронт, экипаж спровоцировал отказ автоматики;Пилоты приняли опасное решение садиться с полными баками горючего, вместо того, чтобы выработать топливо в воздухе;В ручном режиме они не смогли правильно зайти на посадку;После первого отскока пилоты пытались стабилизировать положение самолета, но только усугубили ситуацию.
Вопросы у специалистов есть и к спасательной операции, организованной наземными службами Шереметьево. По некоторым данным, пожарным с опозданием была дана команда прибыть на место посадки самолета. Своевременно вызвать пожарные службы должны были диспетчеры.
С огоньком! pic.twitter.com/0r9KVUHzji
— Дворовый гопник-эксперт (@atipnv) May 6, 2019
Авиационный эксперт Вадим Лукашевич согласен с оценкой причин, но не исключил роль в трагедии технических недочетов лайнера.
«Самолет взлетает в неблагоприятную погоду, фактически в грозовой фронт. Летчики должны на метеорадаре видеть эту ситуацию. Взлетать или нет в град, с возможностью попадания молнии в самолет – это решение экипажа. Летчики говорят, что попадание молнии в самолет – это всегда вина пилота. Фактически попадание молнии в самолет привело к отказу всей автоматики, и вот этого быть не должно, вот это уже техническая причина», — заявил он в интервью «Радио Свобода».
Он обратил внимание на большую массу самолета в момент посадки и большую скорость. «Полоса в Шереметьево длинная, но из-за очень большой скорости произошел очень большой отскок. В нормальной ситуации такой отскок — неизбежный уход на второй круг. Тем не менее летчики принимают решение дожать самолет до полосы. Последний удар был очень сильным, настолько сильным, что стойки шасси пробили крыло насквозь», — пояснил Лукашевич. Он добавил также, что терпящий бедствие самолет не встречали экстренные службы аэропорта — к взлетно-посадочной полосе они подъехали позже.
Врачи Национального медицинского исследовательского центра хирургии имени Вишневского утром 7 мая сообщили об улучшении состояния четверых пациентов. Двое из них уже переведены из реанимации в отделение.
«Из тяжелого состояния один пациент перешел в состояние средней тяжести. Мужчина в тяжелом состоянии вышел из этого статуса, может быть через два-три дня мы переведем его тоже в отделение», — сказал директор центра Амиран Ревишвили.
Один пациент, которого доставили в центр, ФМБА, еще с вечера 6 мая переведен в палату из реанимации, его состояние врачи оценивают как средне тяжелое. Четверых из пяти пациентов в НИИ Склифосовского тоже перевели в палату. Еще одного пострадавшего в тяжелом состоянии оставили в реанимации.
Катастрофа Sukhoi Superjet в Шереметьево
- Рейс SU1492 компании «Аэрофлот» вылетел из Москвы 5 мая, около 18.00.Через полчаса после взлета у лайнера Sukhoi Superjet возникли технические неполадки, командир экипажа принял решение об экстренной посадке.Во время приземления Superjet ударился о землю, хвост самолета загорелся.По информации компании «Аэрофлот», эвакуация заняла 55 секунд.Следственный комитет вечером 5 мая объявил, что из 78 человек на борту лайнера выжили 37. В числе погибших — один гражданин США.Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».Министр транспорта Евгений Дитрих 6 мая заявил, что не видит оснований для приостановке полетов лайнеров Sukhoi Superjet. Его точку зрения разделяет Росавиация.Самолет Sukhoi Superjet имени башкирского писателя и поэта Мустая Карима был выпущен в 2018 году.
Источник: