Кража картины Куинджи из Третьяковской галереи. Главное
Днем 27 января, в воскресенье, в Инженерном корпусе Треьяковской галереи в Москве была украдена картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Неизвестный молодой мужчина славянской внешности просто снял ее со стены, вынул из рамы и вынес из музея, после чего уехал на белом внедорожнике Mercedes.
Его поступок уже назвали «ограблением века»: стоимость украденной картины составляет, по разным экспертным оценкам, от 1 до 10 млн долларов. Искусствоведы пояснили, что коллекционеры «крайне неохотно расстаются» с имеющимися в их распоряжении работами Куинджи, поэтому назвать цену «Ай-Петри. Крым» затруднительно.
Как в «Стариках-разбойниках»
«По факту похищения картины с выставки одного из музеев столицы следственной частью Следственного управления УВД по ЦАО возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ (хищение предметов, имеющих особую ценность)», — сказала представитель МВД.
Вора ищут. Сначала полиция предполагала, что его удастся задержать прямо в здании, но он к тому времени уже успел покинуть галерею. Источники в правоохранительных органах предполагают, что в Третьяковке он мог находиться с напарником, а преступление планировать с другими сообщниками.
Запись установленных в галерее камер видеонаблюдения опубликована телеканалом РЕН ТВ. На ней видно, что молодой человек, укравший картину, расхаживал по выставочным залам спокойно и неторопливо, не скрывая своего лица.
Появилось видео с подозреваемым в краже картины Куинджи https://t.co/3S5wPpm2Mn pic.twitter.com/Au0PnMJiCC
— РИА Новости (@rianru) January 27, 2019
СМИ шокированы тем, что в присутствии большого количества посетителей и музейных работников произведение искусства было украдено совершенно беспрепятственно. Из-за дерзости, с которой действовал вор, в соцсетях его поступок сравнивают с ограблением музея из советского фильма «Старики-разбойники». Такую же параллель провело и министерство культуры РФ.
Более того, по сообщениям ряда изданий, которые ссылаются на источники в правоохранительных органах, о краже стало известно фактически случайно: полиция прибыла в Инженерный корпус Третьяковки из-за шубы, которая пропала из гардероба галереи. Когда в связи с этой пропажей стали отсматривать записи камер видеонаблюдения, заметили пропажу «Ай-Петри». Не исключено, что шуба была украдена сообщниками вора, чтобы отвлечь внимания от кражи картины.
По некоторым данным, с кражи картины до того момента, когда она была обнаружена, прошло около двух часов.
Разные версии
Еще одно обстоятельство, привлекшее внимание СМИ, — это странное совпадение: 27 января — 177-летие со дня рождения Куинджи. В связи с этим в соцсетях начали высказывать предположения о том, что кража картины могла быть перформансом. Подозрения усугубляются тем, что один из telegram-каналов, посвященных искусству, вел фактически прямую трансляцию с места событий от лица очевидца.
UPD: по новым данным акция сделана в коллаборации нового состава группы Война и Петра Павленского. Группировка получила…
Gepostet von Ekaterina Nenasheva am Sonntag, 27. Januar 2019
В ходе расследования проверяется гипотеза о том, что к краже картины могут быть причастны сотрудники Третьяковской галереи. Об этом сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк. По ее словам, проводится опрос работников галереи. «Преступники не раз посещали галерею до кражи, хорошо там ориентировались и целенаправленно шли за работой «Ай-Петри. Крым», — пояснил источник ТАСС в правоохранительных органах.
«Ай-Петри. Крым» внесена в реестр похищенных произведений искусства. По словам директора департамента музеев министерства культуры РФ Владислава Кононова, это предотвратит вывоз картины из страны. Искусствоведы уверены, что продать работу Куинджи в России тоже не удастся.
Впрочем, не исключена вероятность, что вор действовал по заказу. В таком случае о продаже картины речь не идет — она передается напрямую заказчику за вознаграждение.
Эксперты отмечают, что картина для похищения явно была выбрана неслучайно: «Ай-Петри. Крым» написана на картоне, который сравнительно легко и быстро вынимается из рамы. В случае с холстом у вора возникли бы проблемы.
Была ли картина застрахована
Остается непроясненным вопрос со страховкой картины. Сначала СМИ сообщали, что она была застрахована компанией «Стерх» на 12 млн рублей. Потом выяснилось, что страховка распространялась только на транспортировку и монтаж — но не на период экспонирования.
В конкурсной документации на страхование экспонатов выставки с сайта госзакупок говорится, что большинство работ были застрахованы от всех рисков с 10 сентября по 1 октября 2018 года и с 18 февраля по 4 марта 2019 года — по формуле «от гвоздя до гвоздя» («на период транспортировки от мест временного хранения до места постоянного хранения и обратно, упаковки-распаковки, погрузки-разгрузки, монтажа и демонтажа, период временного хранения в Третьяковской галерее без доступа посетителей»).
На период экспонирования Третьяковская галерея страховала только пять картин из зарубежных фондов. Работа Куинджи, принятая из фондов Русского музея в Санкт-Петербурге, в их число не входила. Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев не смог ответить на вопрос о страховке «Ай-Петри».
На сайте «Стерха» уже после пропажи картины появилось сообщение, что работа Куинджи была застрахована на весь период проведения выставки. В компании добавили, что заявления от страхователя, как и иных необходимых документов, в адрес страховой компании пока не поступало.
Источник: