«Желтые жилеты»: власти пошли на уступки, но протестующие не уходят с улиц. Что дальше?
Во Франции уже полтора месяца продолжаются протесты «желтых жилетов». Участники начавшихся из-за повышения цен на топливо акций уже добились серьезных уступок от властей. Помимо целого ряда налоговых послаблений президент Эммануэль Макрон анонсировал повышение МРОТ на 100 евро и, что еще более важно, признал ошибки, которые были допущены при управлении страной. Несмотря на это, протесты не утихают.
В минувшие выходные «желтые жилеты» в восьмой раз вышли на улицы французских городов. Изначально анонсированные как мирные, акции протеста уже традиционно переросли в беспорядки и столкновения с полицией, по итогам которых были задержаны почти 350 человек. Инфо24 разбирался, чего сейчас добиваются протестующие и какое будущее ждет «желтых жилетов».
* * *
Спустя месяц после начала протестов Макрон в своем телеобращении 11 декабря объявил, что правительство готово пойти на дополнительные уступки с учетом уже введенного 4 декабря моратория на повышение цен на топливо.
Через четыре дня число участников протестных акции сократилось в полтора раза — к манифестациям присоединились около 66 тысяч человек, в то время как за неделю до этого полиция насчитала 136 тысяч «желтых жилетов».
Как отмечает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров, вместе с численностью упала и поддержка митингующих среди французов — с 80% в начале протестов до 50% в конце декабря.
Примерно тогда же наметилась четкая тенденция на «банализацию насилия». Стало очевидно, что несмотря на снижение числа участников протестных акций, количество столкновений с полицией не уменьшается. Более того, беспорядки зачастую приобретали все более ожесточенный характер.
Отчасти это было связано с тем, что в акциях жилетов принимали все более активное участие левые и правые радикалы, а также примкнувшие к ним хулиганы, которые выходили на улицу с единственной целью — учинить погром.
Violente interpellation pic.twitter.com/ZMvKgxWBG1
— Stéphane Pajot (@StephanePajot44) December 15, 2018
La manifestation des #GiletsJaunes dégénère rue Charles Nodier à #Besançon pic.twitter.com/lJ6s49IS4B
— France Bleu Besançon (@bleubesancon) December 15, 2018
Еженедельные манифестации привели к тому, что на фоне разговоров о радикализации протеста французское правительство задумалось о том, чтобы ужесточить наказание за несогласованные акции. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп и вовсе называл участников манифестаций «бандитами» и пообещал, что «у головорезов никогда не будет последнего слова».
«Если мы хотим защитить свободу демонстраций, мы должны изменить наш закон. Нам нужно сохранить право на демонстрации во Франции, и мы должны наказать тех, кто нарушает закон», — заявил Филипп.
Предполагается, что правительство обсудит поправки в феврале 2019 года, однако когда они могут быть приняты, не уточняется.
Прямая демократия и средний класс
Французский экономист Жан-Эрик Яфил считает, что основную массу движения «желтых жилетов» составляют представители рабочего класса, которые недовольны ростом цен и снижением их покупательной способности.
«Движение «желтых жилетов» это прежде всего мобилизация рабочих за сохранение своей покупательной способности. Стоимость жизни растет из-за роста мировых цен на топливо с одной стороны, и из-за повышения налога на выбросы углекислого газа», — объясняет Яфил причины недовольства французов.
Схожего мнения придерживается ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.
«В регионах костяк движения представлен коренными французами из нижнего среднего класса, которые с каждым годом отмечают падение уровня жизни и не видят реальных перспектив к улучшению своего положения», — считает эксперт.
Эту точку зрения разделяет другой французский экономист Александр Вьяла. Он считает, что участники протестных акций во Франции представляют сокращающийся и беднеющий средний класс, который не получает выгоды от глобализации, никак не может повлиять на ситуацию в стране и не имеет эффективного представительства в институтах власти.
«Вот уже как десять лет существует концепция «Франции на периферии», предложенная французским географом Кристофом Гуили. Под этим термином понимается та часть общества, которая живет вдали от крупных городских центров и вынуждена в связи с этим остро переживать последствия падения темпов роста экономики, не получая при этом никаких благ от глобализации», — поясняет Вьяла.
Частично это объясняется нежеланием «жилетов» выбирать лидеров и назначать своих представителей на переговорах с властями — в эпоху соцсетей люди договариваются между собой «горизонтально», то есть напрямую.
Однако, как отмечает специалист по информатике Жилль Довек, такой подход крайне затрудняет реальный диалог с представителями власти.
«Чтобы преодолеть период массовых протестов, правительство, обычно, соглашается удовлетворить часть требований, с которыми представители протестного движения выходят на переговоры <…> Однако «желтые жилеты» предпочли не назначать своих представителей, заблокировав таким образом переговорный процесс и сбив с толку как власть, так и оппозицию», — считает Довек.
При этом отсутствие представителей и лидеров является одной из основных черт «желтых жилетов». Это согласуется с позицией движения, которое выступает против существующей системы представительской демократии и призывает к проведению «референдума гражданской инициативы» — установления во Франции формы прямой демократии.
Последнее требование созвучно с лозунгами итальянского «Движения пяти звезд», благодаря которым оно смогло добиться успеха на последних выборах. Не случайно именно лидер «Пяти звезд», министр труда и соцполитики Италии Луиджи ди Майо, первым из европейских политиков опубликовал открытое письмо в поддержку «желтых жилетов» и предложил свою помощь.
В частности, Ди Майо обратил внимание на итальянский опыт прямой демократии — онлайн платформу «Руссо», которая позволяет членам «Движения пяти звезд» не только участвовать в разработке политических программ, но и предлагать своих кандидатов на выборах различного уровня.
Однако длинный список пожеланий «желтых жилетов» регулярно обновляется и прирастает не только политическими, но экономическими и социальными требованиями. Одна из последних его версий требует от правительства, среди прочего, побороть безработицу, установить потолок зарплат, решить проблемы неимущих и реформировать конституцию.
По-прежнему среди протестующих популярен лозунг с требованием отставки Макрона — ныне арестованный координатор «жилетов» Эрик Друэ ранее предлагал «занять Елисейский дворец» (резиденция президента Франции — прим. Инфо24)
Широкое обсуждение
В качестве одной из мер по выходу из кризиса президент Франции предложил провести 15 января «широкое обсуждение». Предполагается, что все неравнодушные граждане смогут организовать дебаты на муниципальном уровне, итоги которых затем проанализирует национальная комиссия публичных дебатов — независимый орган, созданный в 1995 году специально для организации подобных мероприятий.
«Макрону сейчас непросто, так как ему нужно менять стиль руководства и вновь завоевывать доверие французов. Он молодой лидер с авторитарными наклонностями, что не нравится французам, в особенности на местах. К тому же ему иногда не хватает опыта госуправления и он не может опереться на серьезную политическую силу, поскольку его реальный электорат составляет около 20% от общего числа избирателей», — считает Федоров.
Однако прямая демократия по версии французских властей должна иметь свои рамки, поэтому список тем строго ограничен. Правительство предложило гражданам высказаться на темы потребления энергоресурсов и экологии, налоговой политики, государственного устройства, демократии и гражданства. Формально обсуждение других вопросов запретить никто не может, однако правительство сразу дало понять, что будет учитывать только те мнения, которые будут соответствовать заявленным темам.
При этом формат всеобщих переговоров остается неясным. Как считает руководитель центра французских исследований института Европы РАН Юрий Рубинский, условия широкого обсуждения будут отражены в письме Макрона, которое он разошлет всем гражданам за несколько дней до начала дебатов.
Но пока что эта инициатива спровоцировала лишь очередной скандал — председатель национальной комиссии публичных дебатов Шанталь Жуанно была вынуждена отказаться от участия в предстоящих обсуждениях из-за общественного недовольства размером ее заработной платы. Выяснилось, что Жуанно зарабатывает на своей должности 14,7 тысячи евро в месяц, что не сильно уступает зарплате президента и премьер-министра республики — каждый из них получает по 15,1 тысячи евро в месяц.
Как считает Сергей Федоров, предсказать результаты этих обсуждений довольно сложно. Эксперт отмечает, что на 2019 год французские власти запланировали ряд важных социальных реформ, в том числе пенсионную, которую уже многие годы не могут довести до конца. Открытым остается вопрос, сможет ли Макрон скорректировать намеченные планы жестких преобразований и предложить французскому обществу на этих переговорах иную модель управления.
Независимо от результатов национального обсуждения, Федоров не считает, что протестующие уйдут с улиц в ближайшее время. По мнению эксперта, еще какое-то время мы будем наблюдать акции наподобие тех, которые прошли во Франции 5 января. При этом он не исключает, что в перспективе власти прижмут радикалов силами полиции и в конечном счете, уже ставшие традиционными субботние беспорядки, прекратятся. Однако это не означает, что у французов пропадет недовольство политикой Макрона.
С ним соглашается Юрий Рубинский, который не видит перспектив силового противостояния.
«Не то что бы движение выдыхается и будет забыто. Спорадически и точечно протест будет продолжаться, причем широко по всей стране. Но в госпереворот он точно не перерастет. У правительства есть надежные правоохранительные резервы, которым, дано указание действовать жестко в случае эксцессов. Силовое противостояние будет снижаться», — считает эксперт
В отличие от экспертов, участники протестов придерживаются иного мнения. Как считает один из координаторов «желтых жилетов» в Лилле Александр Шантри, у протестного движения все еще впереди. По его словам, у «жилетов» должно открыться «второе дыхание» и он видит хорошие перспективы для протеста в 2019 году.
Источник: