Глава МВД Дагестана признал, что ведет список экстремистов. Последние два года он это отрицал
Министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов опроверг собственные слова об отмене профилактического учета потенциальных экстремистов в республике. Два года назад он заявил суду, что такой учет ведомство больше не ведет. Теперь министр признался, что списки «склонных к экстремизму» никто не отменял.
О том, что в республике сохранилась практика профилактического учета экстремистов Магомедов накануне заявил на заседании парламента республики. Один из депутатов задал вопрос о списках потенциальных экстремистов из-за жалобы своего помощника, местного шоумена Эльдара Иразиева: он выступал против проведения в Дагестане аниме-фестиваля и работы ночных клубов, чем привлек к себе повышенное внимание силовиков. Иразиев возмущался, что его поставили на профучет как экстремиста.
«Профучета экстремистов в МВД Дагестана нет, есть профучет лиц, склонных к преступлениям, в том числе экстремистской направленности», — ответил Магомедов.
Полиция наблюдала и будет пристально наблюдать за сторонниками радикальных идей, «нравится это кому-то или не нравится», подчеркнул министр.
Практика профилактического учета существует в Дагестане с 2015 года. В первую очередь она затронула людей, которых судили за экстремизм или связи с вооруженным подпольем, но со временем ее распространили на всех жителей региона, которые вызывали у силовиков недоверие — прихожан определенных мечетей, мужчин с бородами, их родственников. Приказы о профучете засекречены.
ФактДагестанцев, которых поставили на профучет, регулярно задерживает полиция, их останавливают на постах ДПС при попытке выехать в другой регион России. Силовики периодически проводят обыски в их домах и вызывают потенциальных экстремистов на беседы.
Последние два года в МВД Дагестана отрицали, что предполагаемых экстремистов продолжают вносить в «профилактические» списки. В марте 2017 года житель республики добивался в Верховном суде регион, чтобы его сняли с профучета, и суд направил запрос министру.
В ответе за подписью Абдурашидова говорилось, что «профилактический учет по категории «экстремист» в МВД по Республике Дагестан не ведется», а все документы базы экстремистов «в связи с отменой их действия и истечением сроков хранения уничтожены в установленном порядке».
Правозащитники не поверили министру. Они предположили, что профучет экстремистов просто по-другому назвали — у МВД существовали также категории «религиозный экстремист», «приверженец нетрадиционного течения в исламе» или «ваххабит».
Сами дагестанцы, попавшие в списки профучета, не замечали ослабления контроля со стороны силовиков. Например, летом 2018 года полицейские заставляли некоторых жителей республики писать расписки, что они не будут выезжать из Дагестана во время чемпионата мира по футболу.
Источник: