«Французам это не нравится». Уйдут ли «желтые жилеты» с улиц после моратория
Во Франции третью неделю продолжаются массовые протесты против повышения налога на топливо, переросшие в столкновения с полицией. На улицы вышли от 250 до 400 тысяч человек, четверо погибли, сотни задержаны. Сегодня правительство пошло на уступки и ввело мораторий на повышение налога, однако протестующие уже анонсировали новые акции.
Инфо24 поговорил с жителями Франции и узнал, что они думают о требованиях протестующих и как страна пережила самые массовые протесты последних лет.
Из-за чего начались протесты
В середине ноября во Франции объявили о введении экологического налога на топливо с 2019 года и повышении цен на бензин и дизельное топливо на 2,9 евроцента и 6,5 евроцентра за литр соответственно. Местные жители вышли на улицы по всей стране.
Почему «желтые жилеты»?
Протестующие называют себя «желтые жилеты». Чтобы отличаться, они надели светоотражающие жилеты, из-за чего и получили такое прозвище.
Самые массовые акции, переросшие в итоге в столкновения с полицией, прошли в минувшие выходные, 1 и 2 декабря. В Париже и некоторых других крупных городах протестующие дрались с полицейскими, поджигали машины и грабили магазины. Задержали в итоге более 400 человек, более 130 ранены.
Серьезные повреждения получила Триумфальная арка, вандалы проникли в музей и обезглавили мраморную статую Наполеона, разрушили гипсовую скульптуру Марианны — символ Французской Республики.
So sad to see that the statue of Marianne in Arc the Triomphe, a symbol of the French Republic, is smashed on the face ? pic.twitter.com/X0d00WitdK
— Kate Nguyen (@KateNgu14856962) December 4, 2018
Власти оценили ущерб в 3-4 млн евро. Во время столкновений погибли не менее четырех человек. Двух демонстрантов арестовали на полгода и на год соответственно за поджог полицейского отделения.
Так как решение повысить цены на топливо поддерживали лично президент Эммануэль Макрон и премьер-министр Эдуар Филип, их рейтинг упал до 23 и 26% соответственно. 4 декабря власти все-таки решили ввести полугодовой мораторий на повышение цен на топливо. Но «желтые жилеты» уже анонсировали новые акции на ближайшую субботу, 8 декабря.
Повышение цен на топливо стало только поводом для начала протестов. Со временем требования участников акции расширились, и теперь они выражают недовольство политикой властей в целом. Протестующие выступают против социального неравенства, падающих доходов и снижения покупательской способности.
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Чихачев считает, что недовольство французов нынешней властью копилось давно. В стране не так давно повысили обязательные социальные отчисления с личных доходов, в очередной раз либерализовали рынок труда, провели непопулярную реформу в крупнейшей железнодорожной компании SNCF.
Поджоги, грабежи и драки с полицией: «желтые жилеты» штурмуют Францию
«Эти меры били чаще всего по конкретным социальным группам — пенсионерам, студентам, железнодорожникам и т.д., — которым было трудно объединиться по какому-то общему поводу. Сейчас такой повод возник, поскольку повышение цен на бензин коснулось буквально всех, у кого есть автомобиль. Но, как оказалось, свои прежние претензии тоже никто не забыл. Поэтому для протестующих это была возможность высказать власти за все сразу, переходя от вопроса с топливом к темам налоговой политики вообще, минимальной заработной платы или пенсионного обеспечения», — рассказал Чихачев в разговоре с корреспондентом Инфо24.
Как проходили выступления
Манифестанты выходили на улицы по всей Франции. Очевидец демонстраций в Париже журналист Дмитрий Окрест сообщил Инфо24, что самые массовые акции проходили по выходным — в рабочие дни митингующие готовились к будущим протестам. По его словам, полицейские действовали достаточно «брутально», использовали водометы и осколочные бомбы.
«Осколочные гранаты похожи на газовые, и это очень опасно. Протестующие берут их в руки и пытаются откинуть от себя, бросить обратно в силовиков. А снаряды оказываются осколочными. На прошлых выходных кто-то потерял руку, а кто-то — глаз. Это только то, о чем я слышал», — рассказал Окрест.
Только в последние выходные МВД Франции сообщило о 412 задержанных и 133 раненых, среди которых было несколько десятков полицейских. Еще два человека, по предварительной информации, погибли.
При этом, по словам Окреста, местные жители не испытывают сильных неудобств из-за акций. На окраинах беспорядков можно даже не заметить.
«В выходные были перекрыты центральные станции метро и не работали электрички. Блокируют выездные магистрали и развязки, создавая пробки.
Но, скажем, в Москве это даже не считалось бы пробками — задержка автобусов, например, на полчаса-час.
Учитывая, как работает французский общественный транспорт, блокировка улиц почти незаметна», — сказал он.
Окрест добавил, что в основном из-за беспорядков страдают туристы, которые не могут попасть во многие популярные места. Например, на Эйфелеву башню, вход в которую на выходные закрыли.
Кто протестует
Сначала французские СМИ сообщали, что в протестах в основном участвуют «правые». Они указывали на то, что люди на улицах пели Гимн Республики («Марсельезу» — прим. Инфо24) и украшали жилеты национальными флагами. Однако сейчас очевидно, что в митингах участвуют представители всех социальных слоев, придерживающиеся разных политических взглядов.
Жительница Тулона, 37-летняя учительница истории Алина, рассказала, что среди протестующих много молодежи.
«Утром я слышала по радио, что несколько старшеклассников задержали за поджог автомобилей во время протестов. В Ницце молодежь перекрыли дорогу Рапид (одна из главных региональных трасс — прим. Инфо24). Движение «желтых жилетов», по сути, является народным движением против повышения налогов и снижения покупательной способности граждан. Молодежь же эти настроения подхватила», — считает она.
#nocomment Ville de Toulon Var-Matin
Gepostet von Maître François-Xavier KOZAN am Montag, 3. Dezember 2018
Чихачев добавил, что в митингах могли участвовать и экстремисты разного толка, воспользовавшиеся неразберихой. Однако эксперт отметил, что не они задавали общий тон протеста, и не с ними будут вести переговоры.
«Показательно, что, по опросам, более 70% французов поддерживают движение «желтых жилетов», но еще больше — осуждают акты насилия.
Проблема для власти состоит в том, что общая масса протестующих настроена жестко и без всяких экстремистов. Радикалы в этом плане — чрезвычайно опасное, шумное, но дополнение к происходящему.
Поэтому шанс что-либо изменить есть именно у всех протестующих в целом. И их общепризнанных лидеров, если таковые в конце концов найдутся», — считает Чихачев.
Если судить по развивающимся над головами протестующих флагам, многие из них приехали в Париж из провинции — например, из Бретани.
«Макрона практически не заметно»
По данным полиции, протестное движение в последние дни начало утихать — на улицы выходило все меньше людей, однако количество задержанных только росло. Чихачев видит в этом закономерность.
«Общее количество людей на улицах все меньше, но оставшиеся — а это все равно десятки тысяч — настроены более решительно. Отсюда и пропорционально растущее количество задержаний. Дольше всех остаются на улицах те, для кого политика правительства оказалась наиболее обременительной», — сказал он.
Житель Парижа Жеральд в разговоре с Инфо24 предположил, что радикализация протеста произошла из-за того, что власти не захотели прислушаться к манифестантам. Он назвал это «политической слепотой» и отметил, что всякий раз, когда государство отказывается идти на уступки, оно в итоге проигрывает и отступает.
С Жеральдом согласна и Алина. По ее словам, наибольшее беспокойство вызывает именно то, что власти не хотят идти на контакт.
«Макрона практически не заметно, он не разговаривают с французами. А люди воспринимают такое поведение как презрение, что тоже подливает масла в огонь. Во Франции давно уже не было протестного движения такого масштаба», — сказала она.
Власти заявляют о провокациях
Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер писал в Twitter, что «злоумышленники пытаются использовать ситуацию с повышением цен на топливо в качестве политического инструмента». Как провокацию митинги «желтых жилетов» расценивали также премьер-министр страны Эдуар Филипп президент Эммануэль Макрон.
В частности, французский лидер писал: «Те, кто виноват в этом насилии, не хотят перемен, они не хотят улучшения, им нужен хаос: они предают причины протеста и манипулируют им. Мы определим их и привлечем к ответственности в суде».
Протесты «желтых жилетов» во Франции. Главное
Но эксперт Российского совета по международным делам Чихачев считает, что руководству страны просто выгодно «спихнуть» все на политических соперников.
«Правительство недвусмысленно намекает, что видит в протестах крайне правый след. В этом плане [лидер правой партии «Национальный фронт»] Марин Ле Пен, конечно, проявила в последние дни не слишком большую осторожность, призвав во время манифестаций занимать Елисейские поля. Как и всегда, крайне правые служат своеобразным «пугалом», на которое можно списать все просчеты. Впрочем, можно разглядеть в словах про «некие силы» намек и на противоположный фланг — на левого Жан-Люка Меланшона (депутат Национального собрания Франции, лидер левого движения — прим. Инфо24). Тот тоже, как и Ле Пен, пробует закрепиться в роли главного оппонента власти перед следующими выборами. Правительство это понимает, поэтому не смогло упустить такой удобной возможности, чтобы очернить своих критиков.
Другое дело, что выглядит это малоубедительно: многотысячные протесты возникли не на пустом месте и не под знаменами какой-то одной партии. Руководство страны само немало сделало для ожесточения населения, но открыто признать это не может, поэтому предлагает альтернативные версии событий», — сказал Чихачев.
Что дальше
Несмотря на то, что в начале митингов и Макрон, и Кастанер заявляли, что народное недовольство не заставит правительство изменить своего решения, спустя почти три недели после начала протестов французские власти все же ввели мораторий на повышение налогов на топливо. По словам премьера Эдуара Филипа, до конца зимнего сезона также не будут повышаться тарифы на газ и электроэнергию.
Эксперты прогнозируют спад протестных настроений в ближайшие две-три недели, потому что сложно поддерживать высочайший уровень мобилизации населения беспрерывно. Чихачев назвал это «шагом навстречу» гражданам, однако не исключил повторения ситуации «в какой-то форме» весной-летом 2019 года.
«Что еще важнее, правительству необходимо сделать системные выводы из ситуации: почему его курс приводит к таким проявлениям недовольства и не следует ли как-то изменить свою манеру общения с соотечественниками. Рейтинг Макрона уже около 25% — значит, приказным тоном, как в начале мандата, общаться не получится, нужны компромиссы», — считает Чихачев.
Вместе с тем, уже сейчас не все протестующие приветствовали введение моратория. Некоторые участники движения «желтых жилетов» уже объявили новые акции в ближайшую субботу, 8 декабря.
По словам 28-летней Эжени из города Фонтенбло (около 60 км), «желтые жилеты» уже успели назначить новую акцию протеста.
«Я не участвовала в митингах, но поддерживаю требования протестующих. Однако социальное неравенство во Франции становится все более заметным, покупательная способность снижается, цены на топливо и другие товары растут. А власть поддерживает иммиграцию, чтобы приезжие работали за копейки», — сказала Эжени.
Девушка говорит, что важно поддержать продолжающийся протест, потому что «Макрон не выполнил свои обязательства, и это не нравится французам».
Текст: Артем Комаров
Источник: